Признание Андрея Меркурьева

размещено в: STAGE | 0

Автор: Юлия Рязанова

Фото: Андрей Степанов

28 ноября 2022 г. в Российском академическом Молодежном театре (РАМТ) прошел вечер авторской хореографии «Андрей Меркурьев. Признание». На вечере побывали Юлия Рязанова и фотограф Андрей Степанов.

Экс-солист Мариинского и Большого театра Андрей Меркурьев в этот раз выступил как хореограф, показав вечер миниатюр под названием «Признание». Ему удалось собрать в своем проекте великолепный состав артистов. Ведущие танцовщики Большого театра, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко и даже Игорь Колб, ныне художественный руководитель балетной труппы Минска. Известные имена и прекрасные таланты.

Как получилось организовать всё это, учитывая, что сейчас Меркурьев — главный балетмейстер театра оперы и балета Коми, загадка. Но уровень исполнения был на высоте. Постановки переходили одна в другую, создавая живую линию вечера. А главное, все участники выходили на сцену с желанием наслаждаться танцем. И это не могло не передаться зрителям. Зал очень тепло принимал любимых артистов.


Атмосфера праздника началась еще до начала вечера в фойе, где играли музыканты. Вновь продолжилась в антракте дуэтом фортепиано и скрипки и закончилась танцевальным поклоном в виде джазовой коды всех участников.

Но особенно ценно, что на этом вечере удалось реализовать возможность станцевать талантливым артистам что-то новое, кроме их постоянного репертуара в театре.

Хочется отметить отдельные миниатюры, где выбор темы точно и грамотно раскрывал индивидуальность исполнителей.

Очень понравилась идея и то, как режиссёрски она была воплощена в номере «Надломленность» на Екатерину Шипулину. Чем больше слышался смех и осуждающие реплики сидящих в затемненных углах сцены артистов, тем более нервной и тонкой становились пластика балерины.

Капризная «Павана» на музыку Габриэль Форе в исполнении Евгении Образцовой и Дмитрия Соболевского дала возможность исполнителям показать свою музыкальность и владение стилем. Так хотелось увидеть в этом романтичном номере необычный сплав, возникающий от соединения классики, историко-бытового и современного танца, который завораживает у Иржи Килиана или Начо Дуато. Но здесь современной пластики не было, а классический танец был лишь интонирован стилизацией старинной манеры.

Нерв и динамику хочется отметить у прекрасной пары Вячеслав Лопатин — Анастасия Сташкевич. Замечательно, что балерина смогла здесь как и в «Анне Карениной» выйти за рамки амплуа инженю. К сожалению, партия Вячеслава не так удивила. А ведь это один из лучших исполнителей современной хореографии в Большом театре. Его потенциал точно больше, например, он раскрылся в Postcript весной.

©фото — Андрей Степанов

Наполнено и драматично смотрелся дуэт Екатерины Крысановой и самого Андрея Меркурьева в номере «Не дай мне уйти». Чувствовалось единство артистов в паре и проживание темы. Екатерина смогла быть и отстраненной, и нежной, и чувственной, и хрустально-точенной. Очень разноплановая балерина, и здесь было интересно посмотреть на неё в ещё одном ракурсе.

Во всех дуэтах акцент у постановщика сделан на женской партии. У мужчин танцевальная линия часто более бедная, они скорее выступают партнером и оказываются в тени своей дамы. Но при таком составе артистов во многих случаях это обидно. Все номера только бы выиграли, если бы танцовщики получили развернутые танцевальные партии, а женская индивидуальность раскрывалась не только в дуэтном танце.

Миниатюры-соло для мужчин оказались в этом смысле удачнее. «Реплика» на Семена Чудина, хотя и казалась зарисовкой, но раскрывала грани таланта артиста — легкость, инструментальную чистоту танца, прозрачность и точность прыжков и поз.

©фото — Андрей Степанов

А самым большим впечатлением вечера стало соло из балета «Крик» исполненное Игорем Колбом. Вот, действительно, случай, когда каждый жест, каждое движение наполнено эмоцией и чувствуется энергия и настроение артиста от начала и до конца. Сразу вспомнилась постановка «Топор» Матс Эка на гала-концерте одного из фестивалей Context. Участниками концерта были молодые знаменитые танцовщики и балерины со всего мира, но никто не смог в тот вечер перебить впечатление от дуэта Аны Лагуны и Ивана Аузели. Может, правы японцы, так ценящие в артистах опыт.

Иногда возникало ощущение, что происходящее на сцене имеет такой отклик больше благодаря исполнителю, а не хореографии. И артист может быть еще интересней.

©фото — Андрей Степанов

Авторская программа Андрея Меркурьева не похожа на вечер современного танца. Здесь не было бесконечных пластических находок как в хореографии Касьяна Голейзовского или Джорджа Баланчина, деконструкции и пересоздания классики как у Уильяма Форсайта или космической трансформации движений как у Уэйна МакГрегора.

Его хореографический язык — это неоклассика, красивая, грамотная, с использованием многочисленных поддержек, в некоторых случаях интересно вариативных, с тонкими интонациями и поиском нюансов. Для любителей балета получился настоящий праздник встречи с любимым искусством. Потому Андрею Меркурьеву как режиссеру вечера и организатору концерта, где выступали одни из лучших артистов своего поколения, браво!

Автор Юлия Рязанова

©фото — Андрей Степанов

©Dozado 2022