25 ноября в рамках фестиваля современной хореографии Дианы Вишневой Context прошел конкурс молодых российских хореографов. В жюри была сама Диана, хореограф Ханс ван Манен и художественный руководитель балетной труппы Екатеринбургского театра оперы и балета Вячеслав Самодуров.
В этом году на кастинг конкурса было отправлено более 50 номеров от хореографов со всей России, из которых Анастасия Яценко(куратор конкурса) и Диана Вишнева выбрали шесть. В Электротеатре «Станиславский» показали свои работы хореографы: Сона Овсепян, Михаил Колегов, Константин Семенов, Елизавета Некрасова, Арина Тростянецкая и Екатерина Лещенко.
Работа Михаила Колегова «Забери меня» — о соцзависимости и общении в сети. Пятеро танцовщиков постоянно перемешиваются на сцене в различных дуэтах, поддержках и переворотах. Потом выключается свет, и у них в руках зажигаются экраны дисплеев мобильных телефонов или планшетов, и теперь танец строится вкруг этих гаджетов. В какой-то момент одна девушка отщепляется от общей массы и начинает свои метания по сцене, коими доводит себя до исступления и сбитого громкого дыхания. В конце из ее сердца(из кофты, конечно) вытягивают красные светящиеся нити.
«Танец пены морской» Елизаветы Некрасовой основан на истории жертвенной любви Русалочки Андерсена. Начало многообещающее: на сцене два стола, за одним из которых девушка разделывает свежую рыбу, за вторым юноша сыплет специи в кастрюлю и заливает все вином. На заднем плане медленно «выплывает» Русалочка. Дальше все по сюжету: спасение принца, отращивание ног, хождение по осколкам. Несколько растянуто и местами недотянуто. В конце же опять интересный сценографический прием: на белое платье Русалочки направлена видео-проекция, создающая ощущение того, что она действительно стоит в колышущейся пене. А быстрые амплитудные размахивания руками создают эффект ожившей видеографики.
Особняком стояла работа Арины Тростянецкой «MH-17». Не потому что она суперактуальна ввиду последних событий с российскими самолетами, а потому что она совершенно европейская. Без нарратива, без синхронна, без вытанцовывания музыки, без драматургии – классический европейский contemporary dance. Танцовщики и двигаются иначе, еще, наверное, и потому, что они единственные европейцы на этом фестивале. А хореограф – продолжительное время выступала и работала в Европе: в труппе NDT-2 с Иржи Килианом, Хансом ван Маненом, Полом Лайтфутом и Соль Леон, Охадом Нахарином и с Датским Театром Танца (Dansk Danseteater). В своей постановке Арина решила дать поразмышлять и поимпровизировать танцовщикам на тему смерти — все вмести они записывали ассоциации и задавали правила игры для импровизации.
Екатерина Лещенко представила работу «Станционный смотритель», в которой показала страдания отца, потерявшего единственную дочь. Дочери в постановке три, все разных возрастов – даже пятилетняя, чье появление на сцене вызывало вздохи умиления. Все три по очереди кидались с разбега на отца и тут же выпадали из его объятий и бежали дальше. Костюмы, стол с лавкой, громкий плачь женщины – все создавало ощущение классического театрального действия. «Русский театр, драматургия, мысль – это то, что ведет мой танец», — говорит Екатерина. Синтез театра и современной хореографии — это классический почерк Театра-студии современной хореографии, в которой она обучалась и для которой сделала более 10 миниатюр.
Константин Семенов впервые в России поставил хореографию на опус Оливье Мессиана Les Offrandes Oubliees («Забытые приношения»). Пять артистов Большого театра России с оголенными торсами демонстрировали, как хореограф расшифровал смысловые коды, содержащиеся в музыке. Скульптурные позы, вывереные линии, прыжи и вращения из классики. В зале повеяло классическим балетом.
Сона Овсепян представила единственную за весь вечер легкую и игривую постановку, о канадском пианисте Гленне Гульде и его любви к музыке — «Внутриутробная музыка гения». Артистки театра «Новый балет» в коротких черных юбочках из фатина напоминали непослушные ноты, кривлялись по отдельности и собирались вместе в мелодию синхронна. Их несвойственные людям движения создавали полное ощущение танцующей абстракции. Сам композитор сочинял на стуле музыку, а потом танцевал возможно с Музой меж трех гигантских ножек невидимого рояля.
Потом судьи удалились на совещание, а зрители посмотрели отрывок из работы лауреата конкурса прошлого фестиваля Лилии Бурдинской Inner V. Она не изменила своему стилю — опять потряхивания и подергивания и неповторимые движения, однако хореографический язык обогатился еще за счет немого – в постанове использован язык жестов. Для этого танцовщики изучали этот язык, общаясь с исполнителем жестового пения Исламом Бохером. Постановка же – о трудности общения людей со своим внутренним миром. Работа со светом и дымом вкупе с хореографией погружает в иллюзорный мир и вводит в состояние транса. Особенно последний танец девушки, в котором соединялись пластика и механическое движение машины – похоже было на танцующего киборга.
В конце вечера на сцену вышли все хореографы, и члены жюри объявили победителя – Константин Семенов. Он и отправится на стажировку в Центр развития хореографии Каролин Карлсон Atelier de Paris.
Текст: Нина Кудякова
Фото: предоставлены организаторами фестиваля
Shondra Pybus
What’s Taking place i’m new to this, I stumbled upon this I have found It absolutely useful and it has aided me out loads. I hope to give a contribution & assist different users like its helped me. Good job.