Итоги 2019

размещено в: DANCING PEOPLE, DOZADO LAB, STAGE | 0

Редакция Dozado решилась наконец подвести итоги 2019ого. Скажем сразу — это наше очень субъективное мнение, но мы считаем, что в праве его высказать)

Поскольку редакция базируется в Москве и не успевает посетить все события нашей необъятной родины, то мы будем подводить столичные итоги. Конечно, кое-что удалось посмотреть на фестивалях, в частности, на «Золотой маске». По фестивалям других городов нам не удалось поездить, поскольку мы плотно занялись своими проектами — лабораториями и показами. Но одним глазком мы посматривали, что творится в России.

Итак, итоги Dozado dance magazine 2019:

Событие года

Однозначным событием танцевального мира Москвы можно единогласно считать Акрама Хана, а именно показанные на трех (!) фестивалях его работы: «Жизель» на Чеховском, «Ксенос» на Территории и «Перехитрить дьявола» на DanceInversion. «Жизель», спектакль или кино-версия, покорила всех, привередливых и неискушенных, балетоманов и «современников». В «Ксеносе» Акрам Хан танцевал сам и это его последняя роль — он заявил об окончании карьеры танцовщика, теперь будет работать исключительно в качестве хореографа. Также московским зрителям удалось пообщаться с Ханом на нескольких паблик-токах за этот год, где он опять же очаровал многих своей открытостью и невероятными историями (про майку и про таксиста ). Конечно, приезд Rosas и Кеерсмакер впервые в Россию — это целое событие, и паблик-ток с Соль Леон и Полом Лайтфутом в рамках DanceInversion тоже, но Акрам Хам опередил всех

«Жизель»

Балет года и хореограф года — «Жизель» Акрама Хана. Хоть мировая премьера балета была не в этом году, но этот балет-событие так быстро доехал до нас и безоговорочно доказал, что является новым шедевром. А Тамару Рохо ну очень хочется назвать танцовщицей года (хоть и видели мы ее только в кино, но крупный план как раз дал нам оценить ее актерские таланты, а она ведь 8ой год еще и руководит труппой Английского национального балета). После просмотра кино-версии мы с подругой всю ночь смотрели на Youtube ее другие партии и не могли остановиться) Кстати, балет Kaash Акрама Хана переносят в репертуар Стасика — премьера состоится 12 июня.

Театр года

«Свадебка» — хор. Анжелен Прельжокаж (фото Карина Житкова)

Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Безусловно. И не потому что «-16» Наарина в исполнении труппы получил «Золотую маску» (хоть и исполнили ее отвязно и с кайфом). Еще в 2017ом худрук театра Лоран Илер запустил проект, которого так долго ждали многие, да хотя бы те же студенты. Теперь изучать танец они смогут не только на Youtube, но и на живом примере. В 2020ом в театре будет целых пять вечеров классики 20 века ( в том числе и совсем недавно созданной, как Экман и Хан) — то есть целых 15 одноактовок мировых хореографов! Прельжокаж, Экман, Гёке, Баланчин, Форсайт,… Специально для театра Андрей Кайдановский поставил недавно хулиганскую «Пижамную вечеринку». Мы посмотрели все и пойдем еще по второму и третьему кругу обязательно.

Дуэт года

Их целых два — дуэт дуэтов, так сказать. И оба они родились в театре «Балет Москва» уже при чем давно, но наконец мы их хотим выделить, поскольку за эти годы они много чего успели натворить (от слово «творчество»). Это Софья Гайдукова / Константин Матулевский и Ольга Тимошенко / Алексей Нарутто.

Софья Гайдукова/ Константин Матулевский

Софья и Константин еще во время работы театре начали свою творческую деятельность, а когда в 2017 оттуда ушли, так вообще развернулись и расцвели — проекты и постановки так и посыпались. Постановка Memoriae (2017) сразу получила две номинации «Золотой маски», в Воронежском камерном театре они поставили лирично-ироничную » Apples & Pies. Ностальгия» (2018) по произведениям «Антоновские яблоки» Бунина и «Пирог с груздями» Куприна (и спектакль вошел в лонг-лист той же «Маски»). Две эти постановки мы, к сожалению, не видели, но нам удалось попасть на убойную «Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины» . В этом году у Софьи и Константина было тоже много проектов, из которых хочется выделить два балета для Воронежского театры оперы и балета: “Арлекинада. New” и Anima, а также танцевальный спектакль с куклами «ИшТаб«. Софья и Константин пример сочетания чистейшей техники исполнения и артистической свободы, когда нет стеснений и рамок творить, что хочется и с иронией смотреть на привычное, но в то же время очень серьезно подходить к выбору темы и всей работе над постановкой.

Ольга Тимошенко/Алексей Нарутто

Ольга и Алексей умудряются совмещать работу артиста в театре «Балет Москва» и при этом успевать преподавать и создавать свои собственные невероятные работы. Их дуэт «Черная соль» попал в лонг-лист «Маски», следующую работу «40» номинировали там же аж в 5и категориях. В 2018 Ольга победила в конкурсе молодых хореографов фестиваля Context.Diana Vishneva. А в конце ушедшего года они успели показать новую работу «Тоннель памяти голодного лиса» в Новом пространстве Театра Наций, созданную как и «40» вместе с музыкантом Кирой Вайнштейн. Ольга и Алексей делают ненарративные постановки в стиле, который мы бы назвали «чистый contemporary dance», без сюжетов, актерской игры, слов, только танец, чистая энергия.

Труппа года

Комикс-балет «Klaus. True. Фобия»

Хотелось бы написать про труппу современного танца Воронежского камерного театра, но мы ее открыли для себя еще в 2018ом. А в этом году узнали и лично познакомились с труппой калужского Инновационного театра балета. Ребята побывали на нашем ателье Нурии Нагимовой, а руководитель труппы Евгения Талецкая даже приняла участие в перфомансе «ГравитациИколлаж«. Танцовщики театра очень активные и любознательные, устремленные саморазвиваться, и мы их не раз встречали потом в Москве на разных мастер-классах, лекциях, показах и паблик-токах. Всю осень мы их где-то встречали, потому что они были везде. У театра уже есть 6 спектаклей в репертуаре, и два руководителя — еще Ксения Голыжбина. Так у москвичей есть еще одна причина съездить в Калугу — на экспрессе или машине всего 2,5 часа.

Проект года

Экскурсия «Московский дворик» Фото — Marco Ciccolella

Мы обожаем людей, заряженных своим любимым дело, готовых идти на риски и эксперименты, желающих делиться тем, от чего их самих распирает. Такой человек Светлана Кондратьева, которая создала свой проект «Танцевальные экскурсии« и как продолжение этого Site-specific лабораторию «Танец с городом». Светлана профессиональный экскурсовод, но также она обожает танец, и почему бы не совместить два любимых занятия. Она считает, что исследовать городское пространство интереснее и продуктивнее танцем. На одной такой экскурсии мы побывали сами и убедились, что ничего похожего ранее не испытывали — удалось прожить в московском дворике буквально неделю всего за два часа. Благодаря информации и заданиям, которые мы получали от Светланы, а также людям, которые живут в этом дворе, их творчеству (мы побывали и потанцевали в мастерских художников) и своему. Все соединилось, пространство стало общим, мы его немного обжили и присвоили. В своей новой лаборатории Светлана предлагает изучать пространство города, искать в нем места, с которыми хочется соприкоснуться в движении. То есть как танец и перфоманс помогают исследовать город.

Паблик-ток года

Всеволод Коршунов, Юрий Сапрыкин, Дина Годер, Анастасия Нефёдова

Их конечно было очень много, и опять же, хочется вписать сюда все встречи с Акрамом Ханом) Но мы лучше отметим очень важную серию паблик-токов, лекций и дискуссий в рамках фестиваля «Территория», а именно публичную программу под кураторством Дины Годер, посвященную теме «Тело«. Всего прошло 15 встреч, на которых «Тело и театр» обсуждалось с самых разных углов. Это очень важная и многоплановая тема, как оказалось, еще не до конца освещенная и изученная, а местами совсем табуированная в нашей стране. Например, тема подростковой телесности и присутствие подростков на сцене с обнаженными актерами («5 легких пьес» Мило Рау вызвала даже некоторый негатив со стороны прессы. С другой стороны, среди слушателей был ажиотаж, поскольку ну где еще про это можно почитать или послушать. Особенно невероятной получилась дискуссия искусствоведа Алены Солнцевой и физиолога Вячеслава Дубынина о том, как работает тело актера и что и почему испытывает зритель.

Креатив года

Туда же неформат и прорыв, а также разрыв шаблонов и чистое творчество. И в номинацию попадает творческое объединение из Алтуфьево во главе с хореографом Ольгой Цветковой! Мы весь год неотрывно следили за их творчеством — от йоги в снегу (которую начали крутить в метро), ритуалах в лесу и отдыха в бассейне у подъезда до постановки «Крик о тишине. Дао де дзинь» — синтеза хореографии и музыки. Такой свободы в творчестве и голове (в первую очередь) надо еще поискать, особенно в нашей нелегкой действительности.

Наши итоги

И конечно, подведем наши личные итоги. В этом году мы пошли еще дальше, на эксперименты и риск, и провели три лаборатории — очень разные, и каждый раз мы совершенно не знали, что получится в итоге. Потому что итогом каждой лаборатории был показ перфоманса, никто из участников и организаторов не знал, что это будет.

Сначала в мае мы провели лабораторию «Импровизация в музее«, которую вела Сада Мамедова. Танцовщики всего два дня занимались под руководством Сады импровизацией и композицией, и уже на третий день показали в Царицыно на «Ночь музеев» свой перфоманс. Они танцевали в разных залах и коридорах дворца, соединяясь вместе и распадаясь, исследую пространство музея в танце.

Потом в августе у нас был большой проект при поддержке Французского Института и Культурного центра ЗИЛ — ателье «ГравитациИколлаж«. Мы наконец привезли в Москву танцовщицу труппы Прельжокажа — Нурию Нагимову, и она давала танцовщикам хореографию Прельжокажа и параллельно они работали над своими импровизациями на картины московского художника-коллажиста Олега Грачева. Результатом стал перфоманс, показанный на сцене зала-конструктора ЗИЛ. Это было трудно, энергозастратно и нервозжигающе, но все вместе мы это сделали.

«ГравитациИколлаж» фото Татьяна Матвеева

А потом в декабре мы решили немного оторваться пере Новым годом и устроили лабораторию «Я, которого еще нет«, с нашей любимой Садой. Это было погружение в себя и тесная работа с хореографом. Каждый танцовщик создал свой личный текст-историю, который произнес-протанцевал, Сада собрала всех вместе, а еще был музыкант Леонид Мигунов, который играл во время показа перфоманса на барабанах. И все это танцощики показали на закрытой церемонии вручения премии «Пионер» в старинном особняке, среди толпы гостей. А предваряло это все импровизация-взаимодействие Сады со зрителями — просто обескуражившая некоторых впечатлительных.

«Я, которого еще нет» Сада Мамедова (фото Татьяна Матвеева)

А помимо лабораторий мы снова организовывали джаз прекрасной Светланы Хоружиной, которая еще и традиционно прочитала лекцию в Центре американской культуры.

Так что мы наконец выдохнули, и думаем, что бы еще интересного для вас придумать)