Редакция Dozado решилась наконец подвести итоги 2019ого. Скажем сразу — это наше очень субъективное мнение, но мы считаем, что в праве его высказать)
Поскольку редакция базируется в Москве и не успевает посетить все события нашей необъятной родины, то мы будем подводить столичные итоги. Конечно, кое-что удалось посмотреть на фестивалях, в частности, на «Золотой маске». По фестивалям других городов нам не удалось поездить, поскольку мы плотно занялись своими проектами — лабораториями и показами. Но одним глазком мы посматривали, что творится в России.
Итак, итоги Dozado dance magazine 2019:
Событие года
Однозначным событием танцевального мира Москвы можно единогласно считать Акрама Хана, а именно показанные на трех (!) фестивалях его работы: «Жизель» на Чеховском, «Ксенос» на Территории и «Перехитрить дьявола» на DanceInversion. «Жизель», спектакль или кино-версия, покорила всех, привередливых и неискушенных, балетоманов и «современников». В «Ксеносе» Акрам Хан танцевал сам и это его последняя роль — он заявил об окончании карьеры танцовщика, теперь будет работать исключительно в качестве хореографа. Также московским зрителям удалось пообщаться с Ханом на нескольких паблик-токах за этот год, где он опять же очаровал многих своей открытостью и невероятными историями (про майку и про таксиста ). Конечно, приезд Rosas и Кеерсмакер впервые в Россию — это целое событие, и паблик-ток с Соль Леон и Полом Лайтфутом в рамках DanceInversion тоже, но Акрам Хам опередил всех
Балет года и хореограф года — «Жизель» Акрама Хана. Хоть мировая премьера балета была не в этом году, но этот балет-событие так быстро доехал до нас и безоговорочно доказал, что является новым шедевром. А Тамару Рохо ну очень хочется назвать танцовщицей года (хоть и видели мы ее только в кино, но крупный план как раз дал нам оценить ее актерские таланты, а она ведь 8ой год еще и руководит труппой Английского национального балета). После просмотра кино-версии мы с подругой всю ночь смотрели на Youtube ее другие партии и не могли остановиться) Кстати, балет Kaash Акрама Хана переносят в репертуар Стасика — премьера состоится 12 июня.
Театр года
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. Безусловно. И не потому что «-16» Наарина в исполнении труппы получил «Золотую маску» (хоть и исполнили ее отвязно и с кайфом). Еще в 2017ом худрук театра Лоран Илер запустил проект, которого так долго ждали многие, да хотя бы те же студенты. Теперь изучать танец они смогут не только на Youtube, но и на живом примере. В 2020ом в театре будет целых пять вечеров классики 20 века ( в том числе и совсем недавно созданной, как Экман и Хан) — то есть целых 15 одноактовок мировых хореографов! Прельжокаж, Экман, Гёке, Баланчин, Форсайт,… Специально для театра Андрей Кайдановский поставил недавно хулиганскую «Пижамную вечеринку». Мы посмотрели все и пойдем еще по второму и третьему кругу обязательно.
Дуэт года
Их целых два — дуэт дуэтов, так сказать. И оба они родились в театре «Балет Москва» уже при чем давно, но наконец мы их хотим выделить, поскольку за эти годы они много чего успели натворить (от слово «творчество»). Это Софья Гайдукова / Константин Матулевский и Ольга Тимошенко / Алексей Нарутто.
Софья и Константин еще во время работы театре начали свою творческую деятельность, а когда в 2017 оттуда ушли, так вообще развернулись и расцвели — проекты и постановки так и посыпались. Постановка Memoriae (2017) сразу получила две номинации «Золотой маски», в Воронежском камерном театре они поставили лирично-ироничную » Apples & Pies. Ностальгия» (2018) по произведениям «Антоновские яблоки» Бунина и «Пирог с груздями» Куприна (и спектакль вошел в лонг-лист той же «Маски»). Две эти постановки мы, к сожалению, не видели, но нам удалось попасть на убойную «Вселенная DQ. Вырабатывая эндорфины» . В этом году у Софьи и Константина было тоже много проектов, из которых хочется выделить два балета для Воронежского театры оперы и балета: “Арлекинада. New” и Anima, а также танцевальный спектакль с куклами «ИшТаб«. Софья и Константин пример сочетания чистейшей техники исполнения и артистической свободы, когда нет стеснений и рамок творить, что хочется и с иронией смотреть на привычное, но в то же время очень серьезно подходить к выбору темы и всей работе над постановкой.
Ольга и Алексей умудряются совмещать работу артиста в театре «Балет Москва» и при этом успевать преподавать и создавать свои собственные невероятные работы. Их дуэт «Черная соль» попал в лонг-лист «Маски», следующую работу «40» номинировали там же аж в 5и категориях. В 2018 Ольга победила в конкурсе молодых хореографов фестиваля Context.Diana Vishneva. А в конце ушедшего года они успели показать новую работу «Тоннель памяти голодного лиса» в Новом пространстве Театра Наций, созданную как и «40» вместе с музыкантом Кирой Вайнштейн. Ольга и Алексей делают ненарративные постановки в стиле, который мы бы назвали «чистый contemporary dance», без сюжетов, актерской игры, слов, только танец, чистая энергия.
Труппа года
Хотелось бы написать про труппу современного танца Воронежского камерного театра, но мы ее открыли для себя еще в 2018ом. А в этом году узнали и лично познакомились с труппой калужского Инновационного театра балета. Ребята побывали на нашем ателье Нурии Нагимовой, а руководитель труппы Евгения Талецкая даже приняла участие в перфомансе «ГравитациИколлаж«. Танцовщики театра очень активные и любознательные, устремленные саморазвиваться, и мы их не раз встречали потом в Москве на разных мастер-классах, лекциях, показах и паблик-токах. Всю осень мы их где-то встречали, потому что они были везде. У театра уже есть 6 спектаклей в репертуаре, и два руководителя — еще Ксения Голыжбина. Так у москвичей есть еще одна причина съездить в Калугу — на экспрессе или машине всего 2,5 часа.
Проект года
Мы обожаем людей, заряженных своим любимым дело, готовых идти на риски и эксперименты, желающих делиться тем, от чего их самих распирает. Такой человек Светлана Кондратьева, которая создала свой проект «Танцевальные экскурсии« и как продолжение этого Site-specific лабораторию «Танец с городом». Светлана профессиональный экскурсовод, но также она обожает танец, и почему бы не совместить два любимых занятия. Она считает, что исследовать городское пространство интереснее и продуктивнее танцем. На одной такой экскурсии мы побывали сами и убедились, что ничего похожего ранее не испытывали — удалось прожить в московском дворике буквально неделю всего за два часа. Благодаря информации и заданиям, которые мы получали от Светланы, а также людям, которые живут в этом дворе, их творчеству (мы побывали и потанцевали в мастерских художников) и своему. Все соединилось, пространство стало общим, мы его немного обжили и присвоили. В своей новой лаборатории Светлана предлагает изучать пространство города, искать в нем места, с которыми хочется соприкоснуться в движении. То есть как танец и перфоманс помогают исследовать город.
Паблик-ток года
Их конечно было очень много, и опять же, хочется вписать сюда все встречи с Акрамом Ханом) Но мы лучше отметим очень важную серию паблик-токов, лекций и дискуссий в рамках фестиваля «Территория», а именно публичную программу под кураторством Дины Годер, посвященную теме «Тело«. Всего прошло 15 встреч, на которых «Тело и театр» обсуждалось с самых разных углов. Это очень важная и многоплановая тема, как оказалось, еще не до конца освещенная и изученная, а местами совсем табуированная в нашей стране. Например, тема подростковой телесности и присутствие подростков на сцене с обнаженными актерами («5 легких пьес» Мило Рау вызвала даже некоторый негатив со стороны прессы. С другой стороны, среди слушателей был ажиотаж, поскольку ну где еще про это можно почитать или послушать. Особенно невероятной получилась дискуссия искусствоведа Алены Солнцевой и физиолога Вячеслава Дубынина о том, как работает тело актера и что и почему испытывает зритель.
Креатив года
Туда же неформат и прорыв, а также разрыв шаблонов и чистое творчество. И в номинацию попадает творческое объединение из Алтуфьево во главе с хореографом Ольгой Цветковой! Мы весь год неотрывно следили за их творчеством — от йоги в снегу (которую начали крутить в метро), ритуалах в лесу и отдыха в бассейне у подъезда до постановки «Крик о тишине. Дао де дзинь» — синтеза хореографии и музыки. Такой свободы в творчестве и голове (в первую очередь) надо еще поискать, особенно в нашей нелегкой действительности.
Наши итоги
И конечно, подведем наши личные итоги. В этом году мы пошли еще дальше, на эксперименты и риск, и провели три лаборатории — очень разные, и каждый раз мы совершенно не знали, что получится в итоге. Потому что итогом каждой лаборатории был показ перфоманса, никто из участников и организаторов не знал, что это будет.
Сначала в мае мы провели лабораторию «Импровизация в музее«, которую вела Сада Мамедова. Танцовщики всего два дня занимались под руководством Сады импровизацией и композицией, и уже на третий день показали в Царицыно на «Ночь музеев» свой перфоманс. Они танцевали в разных залах и коридорах дворца, соединяясь вместе и распадаясь, исследую пространство музея в танце.
Потом в августе у нас был большой проект при поддержке Французского Института и Культурного центра ЗИЛ — ателье «ГравитациИколлаж«. Мы наконец привезли в Москву танцовщицу труппы Прельжокажа — Нурию Нагимову, и она давала танцовщикам хореографию Прельжокажа и параллельно они работали над своими импровизациями на картины московского художника-коллажиста Олега Грачева. Результатом стал перфоманс, показанный на сцене зала-конструктора ЗИЛ. Это было трудно, энергозастратно и нервозжигающе, но все вместе мы это сделали.
А потом в декабре мы решили немного оторваться пере Новым годом и устроили лабораторию «Я, которого еще нет«, с нашей любимой Садой. Это было погружение в себя и тесная работа с хореографом. Каждый танцовщик создал свой личный текст-историю, который произнес-протанцевал, Сада собрала всех вместе, а еще был музыкант Леонид Мигунов, который играл во время показа перфоманса на барабанах. И все это танцощики показали на закрытой церемонии вручения премии «Пионер» в старинном особняке, среди толпы гостей. А предваряло это все импровизация-взаимодействие Сады со зрителями — просто обескуражившая некоторых впечатлительных.
А помимо лабораторий мы снова организовывали джаз прекрасной Светланы Хоружиной, которая еще и традиционно прочитала лекцию в Центре американской культуры.
Так что мы наконец выдохнули, и думаем, что бы еще интересного для вас придумать)