Итоги танцевального 2020 года

размещено в: DANCING PEOPLE, DOZADO LAB, ВСЁ | 0

И вот наконец, год закончился, а мы хотим вспомнить кое-что важное и взбодрить вас немного ироничными танцевальными итогами.

Неприезд года

В этом году к нам не приехал и не выступил Охад Нахарин. Его постановку Playback должны были показать на фестивале Context.Diana Vishneva, но по известным всем причинам так и не показали. В постановке всего три исполнителя:  Яара Мозес, Ияр Элезра и сам Нахарин. Будем надеяться, что это творение привезут таки в новом году.

Перенос года

В этом году на фестиваль «Дягилев. P.S.» в Питер должны были привезти балет «Лебединое озеро» Анжелена Прельжокажа. Но осенью границы снова закрыли, и увы. Но организаторы фестиваля обещают, что в 2021 российская публика увидит-таки постановку.

Пустой зал года

Акрам Хан готовил свою постановку Father: Vision of the Floating World («Отец: видение изменчивого мира») к 100-летию со дня рождения первого президента Бангладеша Муджибура Рахмана. Оба родителя хореографа родились в этой стране, мать Акрама была на площади,  когда Муджибур произносил свою знаменитую речь в 1971 году, призывая людей к освобождению Бангладеша. Эта речь и стала основой для хореографии постановки, ее музыкальной партитурой.

Трое участников компании Акрама отправились в Дакку репетировать с 25 местными танцовщиками, но сам хореограф приехать так и не смог — в марте началась пандемия. На празднование 100-летия не пустили зрителей — в результате работу показывали пустым креслам. Танцовщики были расстроены, но это не сломило их дух и они станцевали в полную силу, тем более что постановку транслировали в интернете.

Выставка года

Несмотря на все ограничения и препятствия этого года, в Питере открыли первую масштабную выставку, посвященную этапам творческого пути Сергея Дягилева и людям его окружения — «В круге Дягилевом. Пересечение судеб». Работы собраны из коллекций русских и зарубежных музеев: Третьяковки, Эрмитажа, Пушкинского, Центра Жоржа Помпиду и других известных музеев.

Фотопроект года

Фотографы, как и танцовщики, в условиях всеобщего локдауна из-за COVID-19 тоже старались находить возможности и вдохновение работать.

Чешский фотограф Мартин Дивішек (Martin Divíšek) создал серию документальных фотографий, посвященных тренировкам артистов Чешского Национального Балета у себя дома во время карантина. Он назвал свой проект «Танцуй через это» (#dancethroughit), чтобы поддержать танцовщиков — если они не могут пока танцевать на сцене, пусть не прекращают танцевать дома.

©foto Martin Divíšek / EPA

Обмануть карантин

В Калуге в этом году состоялась первая dansePlatForma — русско-французский проект, направленный на взаимодействие артистов современного танца во Франции и в России. Организаторы приняли решение перенести первую часть проекта (конкурсный показ работ участников) с весны на осень 2020 года и не прогадали. Фестиваль удалось провести практически так, как он и был запланирован. Не смогли только приехать главные продюсеры проекта Митя Федотенко и Натали Бран, им пришлось оценивать работы по онлайн трансляции, которая была отлично проведена принимающей площадкой — Инновационным Культурным Центром города Калуга (ИКЦ). Но это не помешало горячим спорам и обсуждениям как среди жюри, так и среди зрителей и танцовщиков, принимающих участие в dansePlatForm`е:

Вызывает интерес
Танцевальный ваш процесс
Как у вас там строют сцены
С подогревом али без?

Вызывает интерес
И такой ишо разрез:
Как по моде быть артисту
Танцевать в носках аль без?

Dozado, являясь информационным партнером проекта, тщательно фиксировал все горячие моменты. Будем надеяться, что вторая часть проекта — российское и французское турне если вдруг и не пойдет по плану, но точно состоится в наступившем году!

Разминка года

Духоподъемный проект, как назвал его сам автор, — «Утренний Варнава» Владимир запустил на карантине для всех желающих двигаться в своих комнатах-кухнях-коридорах. Очень помогало взбодриться, растрястись и вообще почувствовать себя в большом сообществе, разбросанном  и заточенном по всему миру.

Зум года

Каждый год, 27 декабря…, нет, нет, это не то, что вы сейчас подумали. Однако действительно речь пойдет о танцевальной традиции, которая появилась в России. Вот уже более века каждый год 27 декабря последователи Айседоры Дункан отмечают День музыкального движения. Основоположнице этого уникального направления свободного танца, возникшего в России, — Стефаниде Дмитриевне Рудневой в 2020 году исполнилось 130 лет. И это не единственная круглая дата: также в этом году 120 лет исполнилось Эмме Михайловне Фиш, верной соратнице Рудневой. По такому поводу Ирина Сироткина и Алексей Седов организовали онлайн День музыкального движения с большой и разнообразной программой. Где встретились дунканисты из Греции, Великобритании, США, Германии, танцевальные педагоги, практикующие музыкальное движение, ученики и последователи Рудневой и Фиш, исследователи свободного танца в России. Помимо интереснейших архивных материалов, участники презентовали свои проекты и исследования.

Танец на самоизоляции

Мы в этом году смотрели много видео, в которых все кто мог и не мог, танцевали дома. Это был взрыв домашнего творчества. Dozado не смог остаться в стороне, и мы запустили танцевальный конкурс #квартираэтомикрокосмос, в котором, к нашему удивлению и радости, победила фигуристка Евгения Лопарева.

Выступая на чемпионатах мира по фигурному катанию, Евгения — профессиональная спортсменка планирует ещё выучиться на хореографа-постановщика. Мы, конечно, задали ей главный вопрос: что не испытает танцовщик на полу, что испытает танцовщик на льду? И вот ответ Евгении:

«Играет роль то, что мы на коньках и на скорости. Реально ветер дует в лицо. Такое танцовщик на полу вряд ли ощутит, даже если разбежится. Потом, это поддержки. Безусловно, есть похожие моменты как на полу, так и на льду, но всё-таки тот факт, что у нас лезвие на ногах, создаёт чувство опасности. На льду думаешь, как бы кого не порезать. А на полу – может быть, вообще об этом не думаешь, ну, синяк будет, если заденешь. И ещё надо сказать про зрительный зал, он огромный, особенно когда выступаешь на олимпийских играх. Я думаю, что танцевальные залы тоже бывают большие, в общем, это как повезёт».

Ну, а видео эксперименты Евгении убедили нас в том, что это ироничная, талантливая и целеустремленная девушка, и всё у нее получится!

Антикарантинное тело

Когда танцовщиков закрыли по домам и не давали ходить в зал тренироваться и тем более выступать, многие приуныли и стали заедать свое горе. Естественно, что поддерживать форму в таких драконовских условиях было крайне трудно. Нежно иметь нечеловеческую силу воли и хороший метаболизм. Однако, некоторым даже удалось привести себя в супер-форму (небось на запрещенных тренажерах весной качались по ночам). Андрей Остапенко теперь может выпускать свой авторский спецкурс «Выкинь бургер и качайся», потому что за время локдауна его форма стала безупречной. Он поделился, благодаря чему ему удалось сохранить форму:

«Благодаря театру («Балет Москва» —  прим.ред.), который проводил онлайн классы. Я говорю не только о классическом классе, но и современных классах, пилатес, множество классов от зарубежных педагогов. Всё это разнообразие нагрузок в домашних условиях дало шанс поддерживать себя в форме.

Но, конечно, этого было не достаточно — очень мало места, негде развернуться. Мы привыкли к залам и перемещению в пространстве и к кардио-нагрузке, которая, лично мне, очень нужна. Ну и питание — важная вещь, чтобы держать себя в форме. На самом деле, я рад, что я не сильно запустил себя. Очень быстро вернул форму и смог работать дальше. И теперь я точно знаю, что нужно делать, если ситуация повторится, а что делать нельзя».

Креатив года

В рамках фестиваля «РемПуть» в Перми должны были показать балет роботов-пылесосов «Лебединый clean» Константина Матулевского в хореографии Софьи Гайдуковой. Мы узнали, как роботы разучивали танец: «В принципе, как и в любом балете, чистая математика: просчитать линии, количество движений, тактов, ничего особенного. Только у нас артисты специфические. Но, знаете, всё то же, что и с людьми, проблемы те же самые: ровно не идёт, музыку не слышит», рассказал Константин Матулевский. Надеемся увидеть это в 2021 году.

Видео-символ года

Видео «2020», созданное в рамках фестиваля Context.Diana Vishneva, стало метафорой того, что было в этом году. Диана Вишнева исполнила хореографию Павла Глухова, срежиссировала все Катя Телегина. В кадре черные массивные столбы, между которыми танцует балерина. В какой-то момент они начинают рушиться, как и весь незыблемый мир в этом году. Обнаженные хрупкие плечи балерины на фоне развалин являются ярким образом непостоянности танцпрофессии, которую испытали в этом году артисты — они не могли выти на сцену, тренироваться в зале, зарабатывать деньги.

И просто наше любимое крутое видео)

Всех с новым 2021 годом! ПУСТЬ ОН БУДЕТ БОЛЕЕ ТАНЦЕВАЛЬНЫМ!!!

©Фото обложки статьи: Martin Divíšek / EPA