В этом году фестиваль «Территория» запустил новый проект — «Территория. Kids». Его идея — «с детьми можно разговаривать на серьёзные темы языком современного искусства». Помимо показов зарубежных и российских спектаклей, пройдут мастер-классы, творческие встречи и лаборатории. Главный принцип фестиваля — диалог со зрителями. Поэтому после показов будут обсуждения, которые проведут студенты партнерской магистратуры ГИТИСа, Центра им. Мейерхольда и Инклюзиона «Социальный театр».
На «Территория. Kids» покажут и работу, созданную специально для фестиваля — спектакль «Там, где деревья выше домов» хореографа Александры Рудик. Над постановкой также работают композитор Георгий Чиковани, художник Екатерина Ряховская и драматург Андрей Стадников. Исполнители спектакля — подростки от 12 до 16 лет. Премьера пройдет в зале «Манеж» театра «Школа драматического искусства» 28 и 29 октября.
Участники постановки — ученики школы современного танца «ЦЕХ», некоторые из которых занимаются там с самого возникновения детского направления.
Александра Рудик: «Еще в 2010 году Елена Тупысева (директор «ЦЕХ»а) мне предложила сделать детское направление в центре современного танца «ЦЕХ», где я стала вести и курировать деятельность. Это был настоящий эксперимент, мы пробовали с ребятами разные вещи. Есть ребята, которые с 4-летнего возраста с нами. Кто-то хотел уехать в другую страну, но вернулся из-за танцев. Теперь им 13, и они активно выступают».
Постановку для фестиваля Александре предложила сделать куратор «Территория. Kids» Анна Абалихина. Главное, чтобы именно дети были артистами в спектакле.
Александра Рудик: «Мы с ребятами еще весной начали думать над тем, что нас тревожит, у нас был период слушания пространства. Что для ребят актуально и для меня, и искать точки пересечения. И так мы нашли темы: глобализация процессов, экологичность по отношению к природе и в общении. Для них сейчас важна нетоксичная коммуникация».
Драматург Андрей Стадников тоже пообщался с ребятами на темы, которые их волнуют: дом, путешествия, свобода, общение.
Андрей Стадников: «Сейчас я присоединился к процессу работы над постановкой, чтобы привнести новый элемент — драматургию, которая бы обогатила спектакль. Ребята рассуждали над выбором, где им в скором времени жить. Одна девочка хочет сначала пожить в лесу и делать там мебель, потом в квартире, где будет много людей и шумно, а потом она хочет путешествовать. У многих есть идея дома, но они сейчас рассматривают много разных вариантов, где бы они могли жить. Я родился в Новосибирске, и у меня была идея только перебраться в Москву. Сегодня дети более мобильны и открыты миру в плане перемещений».
Александра Рудик: «Для меня предел мечтаний была, почему-то, Америка. Этот край казался привлекательным. В детстве я жила в Севастополе, и я была уверена, что там за горизонтом моря была Америка. То, что я не вижу — это что-то привлекательное».
Во время работы над постановкой Александра обсуждала с ребятами, какие ценности для них превалируют — материальные или нематериальные. Несколько человек сказали, что духовные ценности важнее. А остальные считали, что должно быть и то, и другое. По их мнению, невозможно познать материальное без духовного, и наоборот.
Александра Рудик: «Тема дома появилась после этих разговоров — ребята часто упоминали некое место, где им комфортно. Все называли его по-разному, это не обязательно их квартира, но место, где они чувствуют себя как дома. Из дома происходит путешествие вовне, и это можно сравнить с развитием — так появился образ дерева. Оно растет от корней-дома ввысь и там встречается с порывами ветра. Также я им рассказала, что недавно мы с семьей переехали в Подмосковье и меня поразило, что там деревья выше домов — в Москве такое почти не встретишь. Это совершенно другое ощущение, деревья там еще и старше домов, что вызывает у меня ощущение стабильности и защищенности, как будто купол надо мной. Мне нравится купол, который появляется над Хогвардсом в «Гарри Поттере», для меня это близкий образ. Защищенное пространство, куда ты не хочешь, чтобы проникали «злые силы». Мне важно созидание внутри купола, которое невозможно разрушить».
Андрей Стадников: «Я еще не работал с хореографами в качестве драматурга. Только когда я ставил свои спектакли как режиссер, я приглашал хореографов и давал им полную свободу, поскольку хореографический язык мне не до конца понятен.
Мне было интересно пообщаться с танцующими ребятами. Они много говорили про границы, но у них они довольно подвижные, поскольку ребята легко шли на контакт. Я пока в размышлении, какой именно текст сможет обогатить постановку. Вряд ли это будет вербатим, может это будет структурированный текст, что-то вроде поэзии. Я сейчас ею очень увлекся, много читаю стихи. Поэтому думаю добавить ритмический текст, который музыкально бы помогал их движению».
У ребят уже был опыт работы со словом на сцене. Например, в постановке «Время летать» у них было много текста, который они произносили, при этом совмещая с движением. С ними занимался театральный педагог, чтобы раскрыть их как артистов. А в миниатюре «О времени» ребята перед показом выходили в зрительский зал и задавали пришедшим вопросы про время.
Александра Рудик: «Обычно мы с ребятами сначала обсуждаем что-то, а потом ищем отклик в своем теле. Иногда случается наоборот, когда мы рефлексируем после класса. Сейчас ребята говорят, что они столько всего испытывают на поднятые темы, что им сложно их выразить словами. И мы ищем эти слова. Нам важна ясность в плане движений и слова».
С композитором Георгием Чиковани Александра работает уже 7 лет.
Александра Рудик: «Его первое образование — актерское, и поэтому он понимает меня, когда я не могу что-то выразить словами и танцую или показываю жестом. Он присутствует на репетициях, и понимает, как музыка должна идти. Георгий наблюдает за ребятами и постановкой, после чего создаёт музыкальный материал, который находится в диалоге с артистами. В его музыке всегда есть воздух и возможность прочтения и исполнителем, и зрителем звукового смыслового зерна, которое мы с композитором туда заложили. Но зерно взращивается исполнителем и зрителем в момент показа.
Вчера одна из участниц начала драматизировать образ, погружать зрителя во что-то тяжелое. И для меня музыка прозвучала очень драматично. Очень важно, как артист считывает и откликается на музыкальный материал. Но сейчас важно удержать задачу композиции».
В начале работы над постановкой ребята накидали Александре визуальные образы, которые пришли им в голову после обсуждения тем. Многие прислали кадры из фильмов японского мультипликатора Хаяо Миядзаки: «Мой сосед Тоторо», «Навсикая из долины ветров», «Принцесса Мононоке».
Также эти образы посмотрела художница постановки Екатерина Ряховская. С ней Александра работает уже более трех лет.
Александра Рудик: «Мне нравится, что она работает не только с визуальной составляющей, но и со смыслами. Она придумала ввести в постановку доски. Это отсылка к теме «дерево», но также и к строительству, и живому материалу, с которым ребята работают. Они складывают из них разные узоры на полу, строят дом, а в конце складывают в ритуальный костер. Мы часто работаем с ребятами над темами истоков танца, ритуалами, которые есть и сегодня, и изучаем, какова в этом роль тела. Финал как раз создавали только ребята — танцевальную лексику, взаимодействие. Я немного подсказывала с точки зрения композиции или ритма».
Среди участников есть ребята, которые хотят заниматься танцем и в дальнейшем и посвятить ему жизнь.
Александра Рудик: «Они хотят, чтобы танец продолжался вечно, и чтобы они были в этом танце».