open look 2018

Мастер-классы Open Look-2018: игра и исследование

размещено в: DANCING PEOPLE, STAGE | 0

Если спросить человека танцующего, почему посещение мастер-классов является неотъемлемой частью обучения, ответы (с определенной долей вариативности) сведутся к следующему: «за краткий срок они позволяют расширить границы нашего опыта», «открывают новые перспективы работы», «всегда выталкивают за пределы комфортной зоны, и это впоследствии дает результат».

В который раз прочувствовать это на практике можно было на Международном фестивале современного танца Open Look, который в этом году переместился с традиционных июльских дат на середину августа, что стало хорошим подведением личных итогов и зарядом энергии перед новым учебным годом.

open look 2018

 

Каждый класс как часть целого

В юбилейный год (Open Look отметил двадцатилетие) участников мастер-классов ожидал обновленный состав педагогов и новая площадка для занятий – два огромных зала «Красного треугольника», вместо родных стен Казанской 7 (здесь базируется Дом танца «Каннон данс») и Адмиралтейской набережной. Это, казалось бы, ограничило выбор, ведь в иные годы на Open Look проводилось по пять классов одновременно (в общей сложности около двадцати классов в день) – классический танец для современного танцовщика, модерн и джаз соседствовали с техникой contemporary, классами по импровизации, партнерингу, gaga и репертуару.

В этом году было четыре класса и две лаборатории. И это отсутствие проблемы выбора подарило совершенно иной опыт (особенно тем, кто брал все классы – два с утра и два после обеда). В течение пяти дней по шесть часов мы постигали различные аспекты contemporary dance: импровизация, затем класс, предполагающий высокую степень интенсивности и активный физический тренинг, чтобы во второй половине дня сосредоточиться на более традиционных по структуре танцевальных комбинациях и репертуаре. Другими словами, утро проводили за исследованием и настройкой, день был отдан непосредственно исполнительской работе.

Подобное расписание имеет ряд очевидных преимуществ: не возникает перегруженности новым материалом (те, кто в рамках интенсивов брали по три-четыре класса и на каждом учили комбинации, поймут), поиск ощущений помогает настроиться непосредственно на воплощение, и каждый класс при этом становится логичным продолжением предыдущего, частью многогранного, но направленного на единую задачу комплекса.

А теперь перейдем к подробностям и деталям.

 

Проснуться и работать за гранью усталости

Утро начиналось с класса Фернандо Тройя – испанского хореографа, ставившего для финской труппы и Будапештского театра танца, а также работавшего танцовщиком в NDT2. Фернандо оказался осторожен, немногословен и мягок, что проявлялось и в его работе как педагога, и в его движениях как танцовщика. Так ходят кошки, не обнаруживая своего присутствия и восхищая пластичностью.

open look 2018, фернандо тройя

Фернандо предлагал исследовать пространство, играть с движением и взаимодействовать с другими. По сути же класс имел достаточно открытую структуру, где каждый волен был использовать собственную танцевальную лексику, согласуя ее с определенным заданием (движение от головы, от импульса, заданного партнером, или на контрасте «контракшн» и «релиз»). Этот класс скорее служил хорошей «настройкой» на последующую работу, пробуждением тела и сознания, нежели обладал самостоятельным значением.

И то, как неспешен был урок Фернандо, так же активен оказался мастер-класс хореографа из Нидерландов – Лиат Вэйсборт (за ее плечами участие в постановках Нахарина, Форсайта и Вандекейбуса и двадцатилетний педагогический стаж). Лиат с первых минут завладела вниманием учеников. Каждый раз играя с ожиданиями, искусно лавируя между расслаблением и напряжением, молниеносно переходя от фиксированного материла к импровизации и всегда испытывая предел возможностей учеников, Лиат в равной степени предлагала работать с воображением, ассоциативным мышлением и сенсорикой, также как с физическими возможностями и техническим арсеналом.

open look 2018, лиат вейсборт

В первый день она начала с активной по темпу, но свободной по структуре разминки, затем предложила молниеносно считать комбинацию, продолжила наращивать темп в перемещениях по залу, а затем еще проверила учеников на координацию и способность работать за гранью усталости. Лексика у нее собственная, но вот принципы узнаваемы любому, посещавшему классы gaga (Лиат десять лет танцевала в Batsheva): двигаться постоянно, даже в момент, когда слушаешь объяснение педагога, работать с состоянием shake в теле, а ближе к финалу, прежде чем остановиться – дойти до предела собственной скорости.

Лиат никогда не предлагала танцевать связку предыдущего дня, каждый раз давая новый материал, который в данном случае был совсем не целью, но средством для воплощения в конкретной форме ощущений и образов, которые мы пробуждали в первой половине урока.

open look 2018, лиат вейсборт

«У меня могут быть определенные планы для класса, но в процессе работы я легко вношу коррективы, поскольку первостепенным остается взаимодействие с учениками, и материал здесь источник, но не самоцель, главное – дать им почувствовать вкус чего-то отличающегося от их ежедневного тренинга, побудить к исследованию еще неизвестных зон», – рассказывала Лиат.

 

Превращать отдельные элементы в историю

Старый знакомый фестиваля Дор Мамалиа (на этот раз проводивший класс вместе с польским танцовщиком Дариушем Новаком) делился сценическим материалом – в течение пяти дней мы проходили фрагменты их дуэта Into me, see, представленного на Новой сцене Александринского театра в финальный день фестиваля. И, пожалуй, этот класс в полной мере может служить примером того, что Вадим Каспаровинтервью накануне открытия) обозначил как «средство на пути от образовательного процесса к сцене, позволяющий изучить инструментарий конкретного хореографа в зале, а затем наблюдать, как это воплощается на сцене».

Работа происходила ювелирная: изучив материал, подолгу останавливались на каждом движении, разбираясь с намерением, которое его рождает, на переходах, позволяющих превращать отдельные элементы в историю, в которой прочерчиваешь линию между прежним и новым состоянием, пытаешься дотянуться до того, что манит впереди, даже если затем придется упасть…

 

Завершающий класс Цзин И Ван (танцовщицы Skanes Dansteater) можно назвать самым «академичным» и традиционным по структуре – роллы, легкие слайды и перекаты выстраивали «разогрев» на полу; затем комбинации «тандю» и «рондов» с мягким корпусом; обязательная диагональ в партере, а в финале – лирическая связка. Однако в четкой композиции класса нашлось место и личной импровизации, и взаимодействию с партнером, и возможности пройти один и тот же материал в разных режимах (в первый день каждый был сам себе солист, танцуя в собственном темпе, в последующие – все работали на «синхрон»).

open look 2018, jing-yi wang

 

Простые истины

Пожалуй, одна из главных ценностей мастер-классов в рамках фестиваля проявляется, когда материал и замечания педагогов начинают складываться в единую картину. Лейтмотивом образовательной программы прошедшего Open Look стали такие понятия как «исследование» и «игра», под этим подразумевался и поиск движений, которые еще не знаешь, нежели использование привычных паттернов; и исследование переходов между каждым действием и превращение их в единый поток; и умение оставаться с движением один на один, взаимодействуя и играя; а также включенность в общее пространство, которое не просто зал, но живая материя, что создается мечтами, снами, страхами и стремлениями каждого участника.

open look 2018

К тому же, любой мастер-класс становится очередным напоминанием уже известного, которое чаще всего забывается или каждый раз требует осознанного усилия. И это, в первую очередь, про «не останавливаться» – постоять и послушать преподавателя, одно из слов здесь явно лишнее – постоять (слушать можно и не прерывая движения); «посидеть и посмотреть», вместо того чтобы еще раз пройти наименее знакомые места в хореографии; «быть амбициозным на пределе усталости» – распределять силы и честно отрабатывать не только первую половину класса, но и сохранять ту же интенсивность к финалу; «помнить, что это всегда больше про процесс, а не результат», «не про позу, но про движение».

open look 2018, dariusz nowak

И мне больше всего нравится про «процесс», поскольку цели и результаты – величины переменчивые. Некоторые все еще приезжают на мастер-классы за новыми комбинациями, других интересует подходы к структуре урока; третьих – манера исполнения конкретного танцовщика или лексика определенного хореографа; здесь может быть и необходимость оценки своего уровня, важность наблюдения других участников и обретение идей для создания собственной хореографии.

И, конечно же, возможность, вдохновиться личностью каждого педагога: интуицией Фернандо Тройя, преподавательским даром и удивительной цельностью Лиат Вэйсборт, искренностью и любовью к танцу Цзин И Ван, способностью отдавать себя без остатка движению Дариуша Новака и энергией Дора Мамалиа.

Текст: Мария Волкова

Фото: Олег Колодник