Класс Нарендра Патила по Ind-Yog Contemporary: мастерство интеграции

размещено в: STAGE | 0

15 — 16 апреля в Центре современного танца ЦЕХ прошли мастер-классы индийского хореографа Нарендра Патила по Ind-Yog Contemporary — интегративному стилю, соединяющему сложную технику contemporary dance с традиционными индийскими практиками: танцевальными, боевыми и йогой.

Нарендра Патил — профессиональный танцовщик, хореограф и педагог индийского происхождения. Его богатый опыт включает в себя обучение и 10 летнее преподавание в престижной танцевальной компании Индии (Terence Lewis Contemporary Dance Company); обучение contemporary dance у множества мастеров со всего мира (Susanne Linke, Joe Alegardo, David Zambrano и др.); занятие Окинавскими боевыми искусствами (Черный пояс) и практику йоги.

Нарендра регулярно приезжает в Россию с классами по Ind-Yog Contemporary и Flying Low — технике «низкого полета», позволяющей качественно отработать партерные элементы и добиться динамичности движений. Этой весной его интенсивы проходили в Центре Современного Танца ЦЕХ, в просторных залах с удобным для партерной техники покрытием.

нарендра патил, цех, мастер класс, flying low, dozado

В Индии танец имеет совершенно особую, почетную роль. Это древнейшее искусство, насчитывающее историю в пять тысячелетий, изначально являлось частью молитвы и было тесно связано с храмовыми обрядами: в танце давалась религиозная трактовка священных для индусов сюжетов. С приходом в Индию ислама отношение к танцу стало светским, в нем стали цениться в первую очередь  виртуозность и красота. Сейчас оба подхода существуют и продолжают развиваться. В Индии есть множество народных, полуклассических и эстрадных стилей. Классические формы танца (всего их 8 стилей) строго следуют канонам, прописанным в древних трактатах (главный из которых «Натьяшастра»). Помимо собственно танца они включают в себя пение и искусство мимики, а используемые жесты рук наделены четким смысловым значением (конкретных и отвлеченных понятий), что позволяет не только передать эмоции в танце, но и рассказать зрителю историю.

нарендра патил, цех, мастер класс, flying low, dozado

Нарендра Патил гармонично соединил различные стили в технике Ind-Yog Contemporary. Так, в индийских танцах положение тела преимущественно прямое и вертикальное, что изменила щедрая на партерную работу техника Flying Low (а Нарендра является сертифицированным педагогом после прохождения ряда курсов у ее основателя, Дэвида Замбрано). Также не использующий кисти и ритмику contemporary dance обогатился этими элементами у восточной традиции. Йога позволила выстроить гармоничные физические паттерны и внимательное отношение к телесным процессам. В главном же техники схожи: как индийские танцы, йога, боевое искусство калларипаятту (ставящее главной целью воспитание человека), так и contemporary dance могут быть ориентированы исполнителями и на внешнюю эффектность, и на поиски внутреннего смысла.

Класс Нарендра начался с интенсивной разминки в стиле contemporary, которая (как и почти весь класс) проходила под динамичную R&B музыку. Затем было изучение различных движений индийского танца, сочетающих вращения, широкие движения рук, изящные мудры кистями,ритмичность и быстрый темп (соединение этого требовало большой координации). Вообще включение в индийский колорит происходило не как «тонкая душевная настройка на загадочный мир Востока», а как вовлечение в стремительно несущийся поток.

нарендра патил, цех, мастер класс, flying low, dozado

После насыщенной разминки была часть с парной работой: в ней партнеры синхронно, зеркально и быстро делали одно движение, продвигаясь вдоль класса. Это было сложнее, но веселее одиночного выполнения того же движения и, конечно, требовало больше внимания. После пары десятка линий-проходок с разными партнерами группа познакомилась, и обстановка на классе стала командной (что очень важно в обучении).

Также на классах было несколько упражнений из индийского классического танца Бхаратанатьям, использующего дробные притоптывания, плавные движения рук и особенно кистей. На уровне ощущений эти упражнения на простой ритм и простые движения вместе давали потрясающий эффект включенности и музыкальности. По сути, это интересное знакомство с другой культурой на физическом, энергетическом уровне. Ведь всегда можно прочитать о далекой Индии, но именно ощутить и прочувствовать ее характер дает возможность аутентичная музыка, движения и работа с профессионалом.

нарендра патил, цех, мастер класс, flying low, dozado

Множество внешне разнородных разученных элементов в конце класса соединилось в длинную, внутренне логичную связку, которая запоминалась достаточно легко. Танец основывался на движениях именно contemporary dance, но по характеру получился зажигательным, индийским. Тонкая работа кистей, использование мудр по-особенному включало в работу все руки, дополняло до целого широкие партерные движения и добавляло энергии. Несмотря на относительную простоту отдельных движений рук и ног, общий эффект был потрясающим: характер танца становился сильным, захватывающим, аутентичным, похожим на поток, пронизывающий тело.

Сам Нарендра — энергичный, при этом очень собранный человек, открытый к взаимодействию. Всего за 2 небольших полуторачасовых класса он показал, как органично соединить столь разнообразные стили, и познакомил участников с солнечной индийской культурой.
Летом Нарендра Патил снова приедет в Россию с интенсивными классами: на этот раз он проведет два больших курса (по 6 полутора часовых занятий) на Летней Школе ЦЕХа. Один из них рассчитан на средний уровень подготовки, другой — на продвинутый.

 

Текст: Жихарева Анна

Фото: Кузнецова Светлана

Оставить ответ