The_Marusya: перфоманс о перфомансах

размещено в: STAGE | 0

На площадке Культурного центра «ЗИЛ» 26 октября прошел показ сольного спектакля The_Marusya компании «Диалог Данс» совместно с хореографом Александром Андрияшкиным. История pr-менеджера, раскрывающая кухню работы на арт-площадке «Станция»*, уже была представлена на сцене родного города и не оставила равнодушными не только друзей и знакомых, но и зрителей, не знающих Марусю Сокольникову (главную героиню спектакля) лично, а также номинирована на «Золотую маску».

Спектакль The_Marusya, 2016, Dozado

Уже первые фразы серьезной Маруси на сцене заставляют зрителей засмеяться: «Кто из вас прочитал бесплатную программку, которая лежала на входе?». Вроде и ничего смешного, вроде это и не так принципиально, читать или не читать перед спектаклем. Но! Создание программки – это часть работы Маруси, которую она выполняет как сотрудница арт-площадки. Конечно же, большинство присутствовавших даже не обратили внимание на какие-то листы формата А4. «Это мой спектакль, и здесь мои правила!», – строго заявляет она как менеджер. По щелчку включается свет в зале, и у зрителей есть ровно минута, чтобы ознакомиться с текстом. Чтение, естественно, сопровождается непрекращающимся смехом. Вот так с сарказмом создатели подходят и к отношению зрителей к спектаклю, и к работе людей «за сценой».

Спектакль The_Marusya, 2016, Dozado

Юмор гармонично сочетается с откровениями девушки о себе, о семье, о желаниях, о работе… Маруся просто хотела научиться танцевать, когда пришла в «Диалог Данс», а в результате – она и менеджер, и секретарь, и журналист, и организатор, и уборщица… Все ее функции в «Диалог Данс» и не перечислишь. Сама Маруся похожа на русскую девушку (коса ниже пояса,  характер: «коней на скаку останавит»). Одета в красные спортивные штаны и серую олимпийку с капюшоном. Такой образ, естественно, комичен при исполнении современной хореографии – контемпорари. Причем Маруся ещё и делает на этом акцент: «И вот ЭТО они – хореографы, танцовщики – называют контемп». Танцы, которые она исполняет, похожи на правду: выверенные движения стиля, правильно поставленные руки. Но при всем желании и старании девушки хореографическая постановка выглядит очень комично (на это и сделана ставка), и в зале слышен постоянный смех. Чтобы научиться танцевать хотя бы на таком уровне Марусе пришлось пройти многое: и преодоление себя, чтобы прийти в школу танцев, где, как она думала, все танцуют лучше, и общение с «ищущими женщинами», которые ходят на занятия не ради того, чтобы танцевать, и непонятные, странные упражнения для растяжки, пластики … Об этом странном опыте она и рассказывает, подкрепляя слова движениями. Если вы пошли в танцевальную школу «деревянными» уже в сознательном возрасте, то в этой девушке можно узнать себя: стараешься, выполняешь задания тренера (хотя не понимаешь, зачем «валяться на полу» или «следовать за рукой другого»), но всегда ощущаешь, что до идеального исполнения хореографии тебе ещё очень далеко.

Спектакль The_Marusya, 2016, Dozado

В течение спектакля привыкаешь к ее образу, но Маруся удерживает внимание не только за счет внешности и невербального общения: она делится опытом и чувствами, вспоминает первые шаги компании и заслуженные награды, шутит про отношение друзей, родственников, чиновников к ним до и после наград. Но самым ярким становится повествование, как создаются современные хореографические постановки. На протяжении 10-15 минут монолога невозможно хотя бы раз не засмеяться. А для людей, которые не считают любое современное искусство (в том числе и хореографию) за искусство, эта часть спектакля просто подарок. «По статистике в 86% постановках задействован стул», – утверждает Маруся и выполняет ряд простых движений, используя его. Отношение к этим движениям меняется (конечно же, речь идет о сарказме), когда включается проникновенная музыка.  Затем перестановка стула усиливает глубину чувств, вложенных в хореографию. К музыке добавляется текст, записанный завораживающим голосом. А кульминацией становится второй стул. «И вот для Этого я должна написать пресс-релиз, прочитав который все обязаны захотеть прийти и посмотреть действо», – жалуется Маруся; достает и зачитывает пресс-релиз на «перформанс с двумя стульями».

Спектакль The_Marusya, 2016, Dozado

Хотя идея спектакля родилась из шутки (в разговоре основателей школы прозвучала фраза: «Да Марусе давно самой пора на сцену»), целая команда подошла к его созданию очень серьезно. И несмотря на то, что главная героиня непрофессиональная актриса, поблажек нет. Иван Евстигнеев (арт-директор «Станции», основатель компании «Диалог Данс») в одном из интервью сказал, что уже смотрит на нее как на профессионала и предъявляет совсем другие требования, более жесткие. И действительно, задумываешься, а заученный ли текст произносит Маруся или импровизирует.

The_Marusya, помимо приятного времяпрепровождения, заставляет задуматься и взглянуть на многие составляющие творческих постановок по-другому. Когда ты как зритель смотришь уже на готовый продукт, не возникает мысли о том, что игра актеров – это лишь небольшая часть масштабной работы целой команды профессионалов. И, подчас, те детали, которые зрители не считают важными, будь то чтение программки, включение экрана мобильного телефона или разговоры во время спектакля, могут разрушить не только атмосферу, созданную артистами, но и моральное состояние «закадровых» работников, от которых успех показа завит напрямую. Иногда зрители даже не догадываются, насколько важным является каждый кирпичик при строительстве хоть большого, хоть маленького проекта. Конечно, мы не обязаны обращать на всё внимание, ведь в театр приходим отдохнуть и получить удовольствие от просмотра – именно для этого и работают над его созданием столько людей. 

«Я бы хотела, чтобы зрители приходили вовремя, я бы хотела, чтобы они отключали мобильные телефоны, я бы хотела, чтобы они заказывали кофе в буфете, я бы хотела…».

 

* — культурное пространство в Костроме, созданное для реализации проектов в сфере современного искусства.

Текст: Наталья Константинова
Фото: Юлия Осипенко

Оставить ответ